Карта сайта | English

От чего зависят результаты оценки бизнеса?

Одной из наиболее востребованных услуг является оценка бизнеса. Данный факт неудивителен с учетом масштабного развития финансового рынка России.

Производя оценку бизнеса, оценщик должен обратить внимание на следующие макро- и микроэкономические факторы:

1. Доход

Величина дохода, которая может быть получена собственником, зависит от вероятности получения прибыли при реализации бизнеса и от направления операционной деятельности.

2. Спрос

Под спросом понимаются предпочтения потребителей, на которые влияет величина доходов, приносимых владельцу определенным бизнесом; риски; возможности контроля и перепродажи объекта.

3. Время

На формирование стоимости бизнеса серьезно влияет срок, в течение которого доход может быть получен. Если один владелец покупает бизнес и окупает свои затраты, получая доходы в скорейший срок, то другой может получить их через довольно длительный промежуток времени.

4. Контроль

Речь идет о степени контроля, получаемой собственником компании. Когда собственник приобретает контрольный пакет акций либо покупает компанию в частную собственность, то к нему переходит ряд существенных прав:

  • Право назначать управляющих и устанавливать размер оплаты их труда.
  • Право оказывать влияние на тактику и стратегию работы компании.
  • Право реализовывать или покупать активы компании.
  • Право формировать размер дивидендов.
  • Право ликвидировать или реструктурировать компанию и мн.др.

Если собственник приобретает контрольный пакет, то цена и стоимость будут выше, нежели при покупке неконтрольного пакета акций.

5. Риск

Рыночная стоимость бизнеса зависит также от риска – возможности получения или неполучения будущих доходов.

6. Ликвидность

На результат оценки бизнеса оказывает существенное влияние и уровень ликвидности компании и ее активов. Рынок готов выплатить премию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери части стоимости. Вот почему закрытые акционерные общества должны стоить меньше, чем такие же, но открытые общества.

7. Ограничения

На стоимость компании влияют любые ограничения, характерные для данного бизнеса. Если, к примеру, государство вводит ограничения цен на продукцию, производимую предприятием, то бизнес будет стоить гораздо меньше, чем стоил бы, если б не было никаких ограничений.

8. Соотношение спроса и предложения

Возможный спрос на бизнес зависит и от того, будут ли вероятные инвесторы платежеспособны, не утратят ли деньги свою ценность, можно ли привлечь дополнительный капитал на рынке финансов. Отношение инвесторов к уровню риска и степени доходности зависит также от их возраста. Как правило, чем моложе инвестор, тем меньше он боится пойти на крупный риск, чтобы получать в будущем высокие доходы.

На стоимость бизнеса и спрос существенное влияние оказывает также наличие альтернативных возможностей для инвестирования средств.

Спрос зависит как от экономических, так от политических и социальных факторов, например, от стабильности в сфере политики и отношения к бизнесу в обществе. В основе формирования цен предложения прежде всего лежат затраты на создание таких же компаний. А уровень доходности зависит от того, сколько аналогичных объектов выставлено на продажу на открытом рынке.

Как выбор продавца, так и выбор покупателя определяется перспективами дальнейшего развития этого бизнеса. Как правило, предприятие, стоящее на пороге банкротства, будет стоить намного меньше, нежели финансово устойчивая компания, обладающая такими же активами.

Стоимость бизнеса зависит от соотношения спроса и предложения. В случае, когда спрос превалирует над предложением, покупатели могут предложить продавцу максимальную цену за объект. Верхний предел цены спроса формируется за счет текущей стоимости потенциальных прибылей, которые может получить собственник бизнеса от владения данной компанией.

Особенно часто эта картина наблюдается в тех отраслях, в которых предложение ограничивается природными условиями. Получается, если спрос превысит предложение, самыми приближенными к максимальной границе станут цены, установленные на сырьевые компании. Кроме того, при превышении спроса над предложением в ряде отраслей могут появиться новые фирмы, и их число будет расти. Если рассматривать долгосрочные периоды, то впоследствии стоимость данных предприятий может несколько сократиться.

В обратной ситуации, когда предложение превалирует над спросом, установлением цен занимаются только производители. При этом самая небольшая цена бизнеса будет равняться величине затрат, произведенных на его создание.

Подводя итоги, повторим, что главными факторами, от которых зависит стоимость бизнеса, являются:

  • текущая и будущая прибыль бизнеса, подлежащего оценке;
  • спрос;
  • издержки, связанные с созданием аналогичных компаний;
  • риски, связанные с получением доходов;
  • уровень контроля над степенью ликвидности активов компании и бизнесом;
  • соотношение спроса и предложения на предприятия-аналоги.