Карта сайта | English

Подходы к оценке предприятия

Методология оценки компаний включает в себя три распространенных подхода: доходный, затратный и сравнительный.

В основе затратного подхода (его еще именуют имущественным) лежит учет издержек (метод ликвидационной стоимости и метод скорректированных чистых активов).

Доходный подход базируется на учете доходов компании (метод дисконтирования денежных потоков и метод капитализации дохода).

Сравнительный, или рыночный, подход подразумевает сравнение объектов (метод сделок, метод рынка капитала и метод отраслевых коэффициентов).

Оценку предприятия лучше всего производить посредством сразу трех вышеуказанных подходов, т.е. нужно учитывать и будущую доходность предприятия, и издержки, связанные с ее созданием, и цену возможной реализации капитала с учётом информации по аналогичным предприятиям.

У каждого из трех подходов имеются как свои достоинства, так и недостатки, и каждый из них отражает стоимость компании с разных сторон. Вместе с тем данные подходы взаимосвязаны.

Чтобы определить подход, наиболее приемлемый для конкретного предприятия, нужно:

1. Обратить внимание на ряд аспектов:

  • определить цель оценки;
  • определить предполагаемое использование результатов оценки;
  • выделить долю собственности, подлежащую оценке (к примеру, одни методы лучше применять при определении стоимости неконтрольного пакета акций, а другие – при оценке контрольного пакета);
  • привести аргументы в отношении определяемого вида стоимости, зависящего от предполагаемого использования результатов оценки и влияющего на выбор оценочного подхода (к примеру, инвестору интересна в первую очередь инвестиционная стоимость, поэтому ему больше подойдет доходный подход к оценке);
  • оценить объём доступной информации. Если у оценщика мало информации по компаниям-аналогам, использование сравнительного подхода невозможно. Если же у него отсутствует финансовая и бухгалтерская информация, он не сможет применить доходный подход.

2. Проанализировать факторы на уровне предприятия и отраслевые факторы

Факторы на уровне компании должны показывать, какими темпами увеличиваются ее доходы, отражать кинетику ее финансовых показателей и зависимость предприятия от поставщиков и покупателей.

Анализ отраслевых факторов производится по следующим параметрам: уровень отраслевого риска, возможности для развития отрасли, а также прошлая и будущая доходность в данной отрасли.

Тем не менее в основном выбор того или иного подхода к оценке зависит не от отраслевых параметров, а от характеристик компании, подлежащей оценке.

3. Определить особенности применения подходов к оценке

Выбирая оценочный подход, оценщик определяет, какой из них наиболее подходит в каждом конкретном случае: основанный на анализе активов компании (метод ликвидационной стоимости, метод скорректированных чистых активов), либо на исследовании ее доходов (метод капитализации дохода, метод дисконтированных денежных потоков), либо на сопоставлении компании с компаниями-аналогами (метод сделок, метод рынка капитала).

Первая группа методов в рамках затратного подхода подходит в случаях:

  • когда нельзя точно определить размер будущих доходов компании;
  • если у компании имеются значительные финансовые и материальные активы, такие как капиталовложения в недвижимость или ликвидные ценные бумаги;
  • если фирма зависит от контрактов;
  • когда у предприятия нет постоянной предсказуемой клиентуры.

Вторая группа методов в рамках доходного подхода предпочтительна, когда:

  • есть возможность точно определить будущие доходы компании;
  • продукция компании пользуется устойчивым спросом.
  • Третья группа методов в рамках сравнительного подхода предпочтительна, когда:
  • есть ретро-информация по финансовым показателям компании;
  • на рынке наблюдаются реально сформированные цены на аналогичные предприятия (акции).

4. Определить качество и полноту объема информации по предприятиям-аналогам

Если оценщик обладает всеми сведениями о предприятиях-аналогах, он может произвести расчет мультипликаторов и применить их в методе сделок или методе рынка капитала. Если же такой информации мало, он должен оценивать компанию посредством методов, базирующихся на анализе доходов - методом дисконтированных денежных потоков либо методом капитализации доходов, при этом он не будет применять сравнительный подход.

5. Спрогнозировать будущие доходы компании

Строится прогноз доходов, который сопоставляется с текущими доходами. Если в будущем компания будет получать доходы, разительно отличающиеся от текущих, лучше воспользоваться методом дисконтированных денежных потоков.

6. Определить статус компании

Если оценщик применяет методы, базирующиеся на анализе активов и обязательств (затратный подход), ему следует установить, является ли оцениваемое предприятие действующим или вскоре будет ликвидировано. Если общество подлежит ликвидации, оценщик использует метод ликвидационной стоимости, а если оно является действующим – метод скорректированных чистых активов.