Карта сайта | English

Подходы к заполнению уведомления о контролируемых сделках

Новые правила трансфертного ценообразования действуют в России с 2012 года.

Налогоплательщики, совершившие в календарном году контролируемые сделки, обязаны уведомлять об этом налоговые органы путем направления уведомления о контролируемых сделках (ст. 105.16 НК РФ) (далее – Уведомление), а также представлять по требованию ФНС России документацию по трансфертному ценообразованию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок) (ст. 105.16 НК РФ).

Несмотря на то что налогоплательщики, совершающие контролируемые сделки, уже не первый год отчитываются перед налоговыми органами, подавая Уведомление, на практике до сих пор остаются актуальными вопросы, связанные с порядком представления информации по контролируемым сделкам.

Одним из основных вопросов, возникающих при заполнении Уведомления, является вопрос детализации раскрытия информации о сделках.

Проблема связана с интерпретацией понятия «сделка». В соответствии со ст. 153 ГК РФ под сделками понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Данное определение сделки не помогает налогоплательщику в выборе того, как необходимо раскрывать информацию в Уведомлении: рассматривать сделку как один договор или считать сделкой каждую хозяйственную операцию, совершаемую в рамках договора.

У ФНС России и Минфина России существуют свои позиции по данному вопросу.

Так, налоговые органы в Письме ФНС России от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433@ «О подготовке и представлении документации в целях налогового контроля» выражают свой подход к пониманию термина «сделка»: «под сделкой для целей применения положений раздела V.1 Кодекса признается каждая отдельная операция (транзакция) (например, отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав), направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Таким образом, договор необязательно признается сделкой и может содержать в себе несколько сделок».

То есть налоговые органы занимают позицию раскрытия в Уведомлении каждой отдельной операции, что для налогоплательщиков с большим объемом операций по контролируемым сделкам может быть весьма трудозатратно. С целью сокращения объема работы налогоплательщики могут подготовить сведения по группе однородных сделок. Но не все налогоплательщики смогут провести объединение сделок в группу однородных сделок с учетом указанных в НК РФ понятий идентичности и однородности.

Минфин России в Письме от 16.08.2013 № 03-01-18/33520 предлагает иной подход при объединении сделок, считая, что группой однородных сделок можно признать сделки, по которым совпадают:

  • выполняемые стороной анализируемой сделки функции;
  • методы трансфертного ценообразования;
  • выбранный показатель рентабельности;
  • фактические показатели рентабельности сопоставимых организаций или сделок, совершенных налогоплательщиком с независимыми лицами.

Исходя из того, что предмет сделки имеет второстепенное значение, а основными факторами, влияющими на ценообразование, являются вид осуществляемой лицом деятельности и связанные с ним функции, Минфин России в вышеуказанном Письме приводит примеры таких групп однородных сделок, как реализация фруктов и овощей, реализация кондитерских изделий и т. д. При этом в Письме отмечено, что при подготовке уведомления не требуется отражения информации, характеризующей конкретные предметы сделки (цена за единицу предмета сделки, количество, место совершения сделки, место отправки товара и иные аналогичные показатели, связанные с конкретным предметом сделки), но должны раскрываться наименование группы однородных сделок, сумма полученных доходов (произведенных расходов) и применяемый метод ценообразования.

Считаем, что подобный подход Минфина России применим для организаций с большим объемом операций по контролируемым сделкам, не имеющим возможности автоматизации процесса подготовки Уведомления.

Однако при использовании такого метода налоговые органы могут посчитать, что в Уведомлении содержится неполная информация о контролируемых сделках, а также такой подход может привлечь дополнительное внимание налоговых органов, увеличивая вероятность проведения ФНС проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Отрасли

  • Оптовая и розничная торговля
  • Индустрия питания
  • Промышленное производство
  • Услуги
  • СМИ
  • Телекоммуникации
  • Строительство
  • Инвестиции
  • Нефть и газ