Карта сайта | English

Комментарий Анны Гуляевой о доверии между аудитором и клиентом для портала GAAP.ru

Исключает ли дружбу аудиторский скептицизм?

В обсуждение недавней новости. Возможна ли “дружба с поддельной улыбкой”, за которой аудитор прячет свой пытливый ум? Или так: возможны ли теплые отношения с клиентом при четком соблюдении аудитором своих обязанностей, то есть непринятии представленных клиентом сведений на веру вслепую? Американские эксперты в своем исследовании пишут, что да, и что одно не исключает другого, а как в России? Что вообще такое в российских реалиях “дружественные отношения” и “доверие” (кстати, это можно считать синонимами в данном случае или нет, как полагаете?) между аудиторами и клиентами, и каким боком здесь аудиторская независимость?

Анна Гуляева, директор департамента аудита аудиторской компании МКПЦ:

На мой взгляд, проявление профессионального скептицизма в процессе проведения аудита априори не исключает возможности доверительных отношений между клиентом и аудитором. Многое зависит от правильного общего понимания сторонами термина “доверие”. Для меня доверительные отношения с клиентом в первую очередь заключаются в готовности взаимодействовать в процессе аудита и обмениваться конфиденциальной информацией. Когда клиент правильно понимает цели и задачи, которые стоят перед аудитором, а также необходимость в проявлении им профессионального скептицизма, это позволяет достичь адекватных рабочих взаимоотношений, которые в том числе можно назвать дружественными настолько, насколько это возможно в рамках Кодекса этики аудиторов. Несомненно, объем запрашиваемых аудитором документов (информации) в ходе проверки продиктован и необходимостью сохранения профессионального скептицизма на должном уровне. И, принимая во внимание неизбежные изменения на рынке аудита (переход на МСА, усиление контроля со стороны регулятора и т.п.), умение и способность аудитора получить от клиента все необходимое для качественного проведения аудита и соблюдения всех требований стандартов, сохранив при этом благоприятные с ним отношения, становятся все более ценными.

GAAP.ru, 27 апреля 2017