Карта сайта | English

Обсуждение актуального для аудиторского сообщества Законопроекта № 273179-1 продолжается, теперь - в Совете Федерации

30 января 2018 года прошло совещание Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, посвященное обсуждению принятого Государственной Думой 14 декабря 2017 года в первом чтении законопроекта № 273179-1 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)».

В совещании приняли участие сенаторы Рябухин С.Н. (председатель Комитета по бюджету и финансовым рынкам), Журавлев Н.А. (заместитель председателя Комитета), Озеров В.А., представители Банка России, Министерства финансов и Федеральной антимонопольной службы России, пользователей аудиторских услуг и аудиторского сообщества.

Позицию Аудиторской компании МКПЦ на совещании представляла партнер Малофеева Наталья, в частности ее выступление было посвящено вопросам:

  • поддержки предлагаемой законопроектом нормы об обязательном требовании к аудиторской организации о наличии не менее трех аудиторов, работающих по основному месту работы;
  • необходимости закрепления в законе "Об аудиторской деятельности" положения о возможности проведения обязательного аудита только аудиторскими организациями;
  • уточнения требований к аудиторским организациям т.н. "второго контура" (имеющим право проверять общественно значимых субъектов).

Интересным представляется выступление заместителя начальника управления контроля финансовых рынков Федеральной антимонопольной службы России Беляевой Лилии Сергеевны (отметим, что ранее ФАС не была привлечена к участию в работе над законопроектом и своего заключения на него не предоставляла). В частности, ФАС:

  • поддерживает предложение о сокращении перечня предприятий, подлежащих обязательному аудиту, поскольку государство не должно создавать для какого-либо рынка спроса, оно должно лишь обеспечивать равные условия конкуренции;
  • согласна с идеей "второго контура" аудиторских организаций;
  • считает, что законопроект предоставляет Банку России необоснованно широкие пределы для усмотрения (чрезмерную свободу подзаконного нормотворчества). Например, это касается норм, согласно которым ЦБ может принимать акты в случаях, прямо не предусмотренных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", или согласно которым ЦБ может самостоятельно определять необходимость принятия актов, регулирующих правоотношения в сфере аудита;
  • придерживается позиции, что порядок проведения проверок аудиторских организаций должен быть определен непосредственно в законе "Об аудиторской деятельности", а не в актах Банка России.