Карта сайта | English

Новый порядок смены места нахождения юридического лица

И.И. Фокина,
ведущий юрисконсульт аудиторской компании МКПЦ
Специально для www.mkpcn.ru

С 01 января 2016 года вступают в силу поправки к Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), регулирующие новый порядок внесения изменений в учредительные документы организаций и в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

В частности, в ст. 17 Закона № 129-ФЗ введен новый пункт – П. 6. В названном пункте речь идет об изменении места нахождения юридического лица [1].

[1]. Изменения внесены П. 7 ст. 4 Федерального закона от 30.03.2015 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 67-ФЗ).

В соответствии с П. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица, в свою очередь, осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

До 01 января 2016 года порядок смены места нахождения юридического лица ничем не отличался от регистрации каких-либо других изменений, вносимых в учредительные документы. Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в регистрирующий орган необходимо было представить [2]:

  • заявление о государственной регистрации изменений в учредительные документы (форма № Р13001);
  • решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
  • изменения в учредительные документы или учредительные документы в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением);
  • квитанция об уплате госпошлины в размере 800 руб.

[2]. П. 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ.

С 01 января 2016 года порядок смены места нахождения юридического адреса заметно усложняется. Самое главное отличие от ныне действующего порядка – введение двухступенчатой системы регистрации [3].

  • Первый этап – уведомление регистрирующего органа о намерении сменить юридический адрес.
  • Для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются: заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения (форма № Р13001), а также соответствующее решение.

    При этом к заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений об изменении адреса юридического лица должны быть приложены документы, подтверждающие наличие у юридического лица [4] права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

  • Второй этап – регистрация смены юридического адреса.

[3]. П. 7 ст. 4 Закона № 67-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов») (далее – Закон № 209-ФЗ).

[4]. Правом пользования может обладать не только юридическое лицо, но и лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участник ООО, владеющий как минимум пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества.

Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.

Исключением являются случаи изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица [5].

[5]. П. 7 ст. 4 Закона № 67-ФЗ (в редакции Закона № 209-ФЗ).

Важно учитывать, что государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица с 01 января 2016 года будет осуществляться регистрирующим органом по новому месту нахождения юридического лица [6].

[6]. П. 8 ст. 4 Закона № 67-ФЗ.

Следует отметить, что с 01 сентября 2014 года место нахождения юридического лица в уставе можно отражать путем указания наименования населенного пункта (город, поселок и т.п.) [7], а полностью адрес должен быть указан только в ЕГРЮЛ. Соответственно, если организация планирует частую смену адреса, целесообразно внести изменения в устав, исключив из него сведения о полном адресе организации. И при заключении очередного договора аренды в налоговую инспекцию по местонахождению компании достаточно будет подать заявление и договор аренды (либо иной договор). В данном случае не потребуется каждый раз проводить общее собрание учредителей и менять устав.

[7]. П. 2 ст. 54 ГК РФ.

Срок регистрации изменений в ЕГРЮЛ регистрирующим органом, по общему правилу, составляет пять рабочих дней [8]. Следовательно, юридическому лицу потребуется:

  • пять дней для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется его место нахождения;
  • по истечении двадцати дней подается заявление на регистрацию изменений;
  • в течение следующих пяти дней регистрирующий орган принимает решение о регистрации изменений (либо об отказе в регистрации).

[8]. П. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ.

Таким образом, регистрация вышеописанных изменений займет не менее 30 дней.

Однако при наличии у регистрирующего органа обоснованных сомнений в достоверности сведений регистрация может быть приостановлена.

С 01 января 2016 года у налоговых органов расширяется спектр полномочий: теперь у них есть право проверять достоверность данных, это касается как новых сведений, так и тех, что уже есть в ЕГРЮЛ. Данные полномочия описаны в Законе № 67-ФЗ, благодаря которому Закон № 129-ФЗ пополнится П. 4.2 ст. 9.

Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц [9].

[9]. П. 5 ст. 4 Закона № 67-ФЗ.

Основания, условия и способы проведения данных мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти [10].

[10]. Федеральной налоговой службой разработан проект Приказа «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, а также порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц» (далее – Приказ ФНС). Приказ вступает в силу 01.01.2016.

В случае если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц [11].

[11]. П. 5 ст. 4 Закона № 67-ФЗ.

Проверка может осуществляться следующими способами [12]:

а) изучение документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведение осмотра объектов недвижимости;

д) привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

[12]. П. 5 ст. 4 Закона № 67-ФЗ.

При этом согласно проекту Приказа ФНС России «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, а также порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц» при проведении проверки, если требуется провести следующие мероприятия: получение необходимых объяснений, получение справок и сведений, привлечение специалиста или эксперта, срок может быть продлен еще на один месяц [13].

[13]. Приложение № 1 к Приказу ФНС.

Таким образом, в случае проведения регистрирующим органом проверки процесс принятия решения о регистрации смены места нахождения юридического лица может значительно затянуться.