RAEX

Топ-25 крупнейших российских аудиторских компаний

Карта сайта | English

Внимание! Вас проверяет Роструд!

Партнер
Аудиторской компании МКПЦ
Малофеева Н.А.

Любое юридическое лицо потенциально является объектом проверки со стороны государственных контрольных органов. При этом у одних организаций список возможных контролеров достаточно широкий, у других – небольшой. Но уж точно все попадают в «зону охвата» налоговых органов и государственных инспекций труда, поскольку любая организация является налогоплательщиком, и в ней кто-то работает.

Сегодня поговорим о проверках, проводимых государственными инспекциями труда (ГИТ), которые являются территориальными подразделениями Федеральной службы по труду и занятости (Роструда).

Основным нормативным актом, определяющим контрольные полномочия Роструда за соблюдением трудового законодательства, является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Согласно статьям 356, 357 и 360 ТК РФ федеральная инспекция труда, в том числе:

  • проводит плановые и внеплановые проверки соблюдения требований трудового законодательства, выдает обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;

  • составляет протоколы и осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;
  • направляет в установленном порядке соответствующую информацию о нарушениях законодательства и привлечении к ответственности в правоохранительные органы и суды;
  • направляют в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Что касается плановых проверок Роструда, то оценивать риск включения организации в план проверок необходимо с учетом положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ).

Так, согласно статье 9 указанного закона:

  • плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органом государственного контроля (в данном случае – Рострудом) ежегодных планов;
  • основанием для включения организации в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации или окончания проведения последней плановой проверки юридического лица.

При этом статья 8.1 закона обязывает при планировании отдельных видов государственного контроля, определяемых Правительством Российской Федерации, применять риск-ориентированный подход, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

И несмотря на то, что:
положения Закона № 294-ФЗ в части риск-ориентированного подхода обязательны к применению только с 1 января 2018 года,
а Правительство РФ еще не определило виды государственного контроля, при которых такой подход будет применяться,
Роструд фактически уже заявил свою позицию по этому вопросу, поскольку является одним из «пилотных» ведомств по данному направлению совершенствования контрольно-надзорной деятельности.

30 ноября 2015 года на заседании Общественного совета при Федеральной службе по труду и занятости были представлены разработанные Рострудом критерии, по которым в дальнейшем будут оцениваться риски причинения вреда жизни, здоровью и законным интересам работников на конкретных предприятиях. В зависимости от результатов данной оценки частота плановых проверок может возрастать, или, наоборот, снижаться, вплоть до полного освобождения работодателя от планового контроля. По словам заместителя руководителя Роструда Иванкова М.Ю. (http://ppt.ru/news/134836), в плановом порядке к предпринимателям с высокой степенью риска нанесения ущерба здоровью сотрудникам ГИТ будет приходить ежегодно. Бизнес со средним уровнем риска планируется проверять раз в четыре года. Оценка степени риска в отдельных отраслей экономики уже проведена, и по ее результатам на особом (то есть регулярном) контроле должны находиться обрабатывающие производства, строительство и сельское хозяйство.

Приятным моментом для малых предприятий является освобождение их на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года от плановых проверок большинства контрольных органов (в том числе Роструда). Такое положение закреплено в статье 26.1 вышеназванного Закона № 294-ФЗ.

Ежегодный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте контрольного органа, а также до 31 декабря года, предшествующего году проверок, - на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Помимо этого, юридическое лицо персонально уведомляется Рострудом о начале проведения проверки не позднее чем за три рабочих дня посредством направления копии соответствующего распоряжения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Однако, если Вы не нашли свою организацию в графике плановых проверок, или если Ваша организациям относится к категории малых предприятий, в отношении которых введен мораторий на плановые проверки, не стоит обольщаться. Помните, что кто-то, а уж Роструд в любой момент сможет к Вам прийти с внеплановой проверок, причем не всегда предупреждая Вас об этом и не всегда согласовывая такую проверку с прокуратурой [1]!

[1]. По общему правилу, установленному в статье 10 Закона № 294-ФЗ, внеплановая выездная проверка юридических лиц может быть проведена после согласования с органом прокуратуры.

Согласно статье 360 Трудового кодекса РФ основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в федеральную инспекцию труда:

  • чьего-либо обращения о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав (вне зависимости от последствий такого нарушения);
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.

При этом:

  • не допускается предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки, проводимой в связи с первым и вторым из указанных выше оснований (поступление обращения о фактах нарушений требований трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников или поступление заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав);
  • проверка, назначенная в связи с поступлением обращения о фактах нарушений требований трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, может быть проведена незамедлительно с извещением органов прокуратуры и без согласования с ними.

Итак, разобравшись с тем, когда Вы можете ждать проверку Роструда (ответ – в любой момент), обратим внимание на основные вопросы, которые этот орган проверяет.

С одной стороны, все просто: статья 353 ТК РФ определяет, что федеральная инспекция труда осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. То есть, казалось бы, для понимания контрольных полномочий Роструда достаточно ознакомиться с содержанием Трудового кодекса РФ и понять, что основные темы, которые входят в программу проверки большинства работодателей инспекциями труда, включают:

  • порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора,
  • соблюдение требований, связанных с рабочим временем и временем отдыха работников,
  • вопросы оплаты труда работников,
  • порядок установления и применения дисциплинарной и материальной ответственности работников,
  • соблюдение требований по охране труда,
  • подготовка и профессиональное образование работников,
  • предоставление гарантий и компенсаций в установленных случаях и/или определенным категориям работников.

Однако не все так просто. Во-первых, помимо вышеназванных областей взаимоотношений между работником и работодателем, трудовое законодательство регулирует (а значит, Роструд проверяет) и иные непосредственно связанные с трудовыми отношения по:

  • организации труда и управлению трудом;
  • трудоустройству у конкретного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • разрешению трудовых споров;
  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Во-вторых, нормативных актов, регулирующих трудовые и связанные с ними вопросы, огромное количество. Например:

  • требование о допустимой продолжительности рабочего времени в неделю или (при суммированном учете рабочего времени) за учетный период (а это лишь одно из требований по теме рабочего времени) регламентируется 20 нормативными актами;
  • требование о допустимой продолжительности рабочего дня (смены) – 27 актами.

А рекорд по количеству документов нормативного регулирования, безусловно, принадлежит актам в области охраны труда.

И это огромное количество составляется не только за счет законодательства Российской Федерации, но и еще пока действующих актов СССР и даже досоветского периода. Так, один из документов, до сих пор не утративших силу, - Декрет СНК РСФСР от 29.10.1917.

Правда, для успокоения следует отметить, что не все из актов, регулирующих тот или иной вопрос, относятся абсолютно к каждому работодателю. Многие документы, безусловно, содержат специфику регулирования труда отдельных категорий работников или в определенных отраслях деятельности.

Теперь несколько слов о последствиях, которые могут наступить как для юридического лица – работодателя, так и для его должностных лиц в случае нарушения требований трудового законодательства, выявленных по результатам проверок Роструда.

Согласно статье 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Подробно остановиться на этой ответственности не позволяют рамки статьи, поэтому лишь коротко перечислим те нормы Уголовного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях, с которыми целесообразно ознакомиться.

Уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы) предусмотрена:

  • статьей 143 УК РФ - за нарушение требований охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека;
  • статьей 145 УК РФ - за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности или в связи с наличием детей в возрасте до трех лет;
  • статьей 145.1 УК РФ за невыплату заработной платы.

Административная ответственность предусмотрена следующими статьями КоАП РФ:

  • 5.7 - за отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме;
  • 5.27 – за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • 5.27.1 - за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
  • 5.28 - за уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения;
  • 5.29 - за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения;
  • 5.30 – за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения;
  • 5.31 - за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению;
  • 5.32 – за уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах;
  • 5.33 – за невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры;
  • 5.34 – за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки.

Безусловно, решения государственных инспекторов труда по результатам проверки, могут быть обжалованы (соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд). Однако статистика рассмотрения таких жалоб складывается не в пользу работодателей. Объясняется это не какой-либо предвзятостью лиц и органов, рассматривающих спор (хотя стоит отметить фокусирование как Федеральной службы по труду и занятости, так и судов на интересах работника), а достаточно высокой квалификацией государственных инспекторов труда и хорошим уровнем аргументации результатов проверок.

Из всего вышеизложенного, по крайней мере, один вывод очевиден: к проверке Роструда надо быть готовым.

Для это рекомендуем, прежде всего, оценить состояние дел в Вашей организации в части соблюдения требований трудового законодательства. Это можно сделать, в частности путем проведения кадрового аудита силами подразделений внутреннего контроля (при наличии в этих службах соответствующих специалистов) или же обратившись к компаниям, практикующим оказание таких услуг.

Кроме того, целесообразно в дополнение к кадровому аудиту воспользоваться сервисом «Электронный инспектор», размещенным на сайте Роструда http://онлайнинспекция.рф, пройдя на нем самостоятельную проверку соблюдения требований трудового законодательства. Данный сервис содержит в настоящее время более 70 т.н. проверочных листов по различным тематикам. Содержательная разработка всех этих листов проводилась входящей в группу МКПЦ компанией ООО «МКПЦН-Консультант» на основании государственного контракта, заключенного с Федеральной службой по труду и занятости (Рострудом). Каждый лист готовился с таким расчетом, чтобы работодатель смог посмотреть на оформление и содержание своих документов глазами государственного инспектора труда.

УСЛУГИ МКПЦ В ОБЛАСТИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

  • кадровый аудит,
  • обжалование результатов проверки государственных инспекций труда,
  • представление интересов работодателя при рассмотрении трудовых споров,
  • консультации по вопросам трудового права,
  • ведение кадрового учета (аутсорсинг).

Программа кадрового аудита зависит от особенностей организации труда на предприятии и категорий работающего персонала. В частности, проверке могут подлежать следующие вопросы:

1) экспертиза локальных нормативных актов, касающихся регулирования трудовых взаимоотношений и связанных с ними вопросов;

2) экспертиза порядка документального оформления соблюдения требований по охране труда;

3) экспертиза порядка оформления трудовых взаимоотношений и ведения кадрового делопроизводства;

4) экспертиза соблюдения установленного режима рабочего времени и времени отдыха;

5) соблюдение порядка привлечения работников к материальной и дисциплинарной ответственности;

6) экспертиза гражданско-правовых договоров, заключенных с физическими лицами (подряд, возмездное оказание услуг), на предмет корректности их юридической квалификации;

7) порядок оформления совмещения, совместительства, расширения объема работы, зон обслуживания;

8) экспертиза расчетов по оплате труда;

9) документальное оформление соблюдения требований о защите персональных данных работников.

По результатам кадрового аудита предоставляется подробный отчет с указанием перечня выявленных нарушений и способов их исправления.

Лицом, ответственным за проведение переговоров со стороны МКПЦ по вопросам оказания услуг в области трудового законодательства, является начальник юридического отдела Изотова Галина, тел.: +7 (495) 221-62-66, доб. 885, izotova_gs@mkpcn.ru.